Инициативное бюджетирование
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Институциональные условия для развития местного самоуправления и участия в нём местного сообщества определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривает участие населения в решении широкого круга вопросов.
Одной из форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств, является инициативное бюджетирование.
Федеральным законом от 20 июля 2020 №236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 1 января 2021 года введена дополнительная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – инициативные проекты.
Инициативные проекты могут помочь решить проблемы благоустройства, а также вопросы в сферах образования и культуры. Данное направление дает людям возможность определять, что они хотят видеть в своем посёлке или селе, на условиях взноса инициативных платежей.
Инициативные платежи – это денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов, в 2023 году составляют не менее 10% от стоимости реализуемого проекта.
В соответствии с Законом Иркутской области от 6 мая 2022 №33-оз «Об отдельных вопросах реализации на территории Иркутской области инициативных проектов», финансовая поддержка инициативных проектов осуществляется за счет средств бюджета Иркутской области.
В текущем 2023 году пять муниципальных образований реализуют инициативные проекты на своих территориях:
Рудовское муниципальное образование – «Луч света», установка уличного освещения на территории д.Головновка на сумму 300 000 рублей, в т.ч. за счет средств областного бюджета 270 000 рублей, инициативного платежа - 30 000 рублей и «Светозавр», освещение детской спортивно-игровой площадки в с.Рудовка на сумму 100 000 рублей, в т.ч. за счет средств областного бюджета 90 000 рублей, инициативного платежа - 10 000 рублей.
Чиканское муниципальное образование – обустройство детской спортивно-игровой площадки «Солнечная полянка» в с.Чикан на сумму 950 000 рублей, в т.ч. за счет средств областного бюджета 855 000 рублей, инициативного платежа - 95 000 рублей.
Дальне-Закорское муниципальное образование – приобретение и установка светодиодных конструкций для МКУ Дальне-Закорский КИЦ «Русь» на сумму 220 000 рублей, в т.ч. за счет средств областного бюджета 198 000 рублей, инициативного платежа - 22 000 рублей
Тимошинское муниципальное образование – приобретение оборудования для спортивной игровой площадки в с.Тимошино на сумму 150 000 рублей, в т.ч. за счет средств областного бюджета 135 000 рублей, инициативного платежа - 15 000 рублей.
Петровское муниципальное образование – приобретение сценических костюмов для МКУ Петровский КИЦ «Исток» на сумму 100 000 рублей, в т.ч. за счет средств областного бюджета 90 000 рублей, инициативного платежа - 10 000 рублей.
Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора утверждается нормативно-правовым актом каждого муниципального образования.
С инициативой о выдвижении инициативного проекта вправе выступить:
1) инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории муниципального образования (далее – инициативная группа граждан);
2) органы территориального общественного самоуправления;
3) староста сельского населенного пункта;
4) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования;
5) общественные объединения и их структурные подразделения, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования.
Инициативный проект представляется в администрацию муниципального образования после рассмотрения на сходе, собрании или конференции граждан.
В случае если в результате обсуждения инициативный проект был поддержан гражданами, для участия в конкурсном отборе инициаторы инициативного проекта до определенного числа (указанного в Порядке) направляют в администрацию муниципального образования заявку на участие в конкурсном отборе, составленную в произвольной форме с приложением следующих документов:
1) инициативный проект по утвержденной форме;
2) протоколы сходов, собраний, конференций граждан и (или) подписные листы, подтверждающие поддержку инициативного проекта жителями муниципального образования или его части;
3) гарантийные письма юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, содержащие обязательства по обеспечению реализации инициативного проекта в форме добровольного имущественного участия и (или) в форме трудового участия заинтересованных лиц (предоставляются в случае, если в реализации инициативного проекта планируется использование указанных форм);
4) гарантийное письмо, подписанное инициаторами инициативного проекта, содержащее обязательство по перечислению инициативных платежей в местный бюджет муниципального образования;
5) перечень представителей инициатора инициативного проекта (при наличии);
6) документ, содержащий указание на предпочитаемый способ (способы) связи с инициатором инициативного проекта или его представителем (через организации почтовой связи, по адресу электронной почты или иным способом).
В состав инициативного проекта включается:
описание проблемы, на решение которой направлен проект;
обоснование предложений по решению указанной проблемы;
описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;
предварительный расчет необходимых расходов на реализацию проекта;
планируемые сроки реализации;
сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации проекта;
указание на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;
указание на территорию, в границах которой будет реализовываться проект;
иные сведения.
При возникновении вопросов необходимо обращаться в администрацию соответствующего муниципального образования.
Тамара Трофимова,
Начальник Финансового управления МО «Жигаловский район»
|