Внесены изменения в Порядок
проведения диспансерного наблюдения за взрослыми
Приказом
Минздрава России от 28.02.2024 № 91н внесены изменения в Порядок проведения
диспансерного наблюдения за взрослыми, утвержденный Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2022 № 168н.
Установлено,
что работодатель вправе организовать диспансерное наблюдение в отношении работников,
а работающие застрахованные лица вправе пройти диспансерное наблюдение по месту
работы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год и плановый период.
Настоящий
приказ будет действовать до 1 сентября 2028 года.
Отказ в заключении трудового
договора
Частью
1 ст. 64 Трудового кодекса РФ установлено, что запрещается необоснованный отказ
в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное
ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при
заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи,
национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и
должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или
отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к
религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным
объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств,
не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением
случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или
преимущества предусмотрены федеральными законами (часть 2 ст. 64 Трудового
кодекса РФ).
Под
деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности
физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у
него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной
профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника
(например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт
работы по данной специальности, в данной отрасли).
Частью
5 ст. 64 Трудового кодекса РФ определено, что по письменному требованию лица,
которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить
причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих
дней со дня предъявления такого требования.
В
соответствии с частью 6 ст. 64 Трудового кодекса РФ отказ в заключении
трудового договора может быть обжалован в суд.
Гарантии супруге (супругу) погибшего
(умершего) ветерана боевых действий
Федеральным
законом от 06.04.2024 № 70-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в который
введена статья 264.1 о гарантиях супруге (супругу) погибшего (умершего)
ветерана боевых действий. Определено, что расторжение трудового договора с
супругой (супругом) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не
вступившей (не вступившим) в повторный брак, по инициативе работодателя не
допускается в течение одного года с момента гибели (смерти) ветерана боевых
действий.
Исключения
предусмотрены для отдельных оснований увольнения (ликвидация организации;
неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых
обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократное грубое
нарушение работником трудовых обязанностей; совершение работником, выполняющим
воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением
данной работы и т.п.).
Сокращение
численности или штата работников в число исключений не входит, следовательно,
супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий не могут быть
уволены по этому основанию.
Расширены трудовые гарантии для
одиноких родителей
Федеральным законом
от 14.02.2024 № 12-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс
РФ, расширены трудовые гарантии для одиноких родителей. Работодателям
запретили увольнять по своей инициативе сотрудников, которые в одиночку
воспитывают детей в возрасте до 16 лет. Ранее гарантия действовала, пока
ребенку не исполнилось 14 лет. В ряде случаев увольнение таких сотрудников по
инициативе работодателя допускают, например, при ликвидации организации или
однократном грубом нарушении обязанностей.
Разработана и утверждена новая
методика проведения специальной оценки условий труда
Согласно
Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) является единым комплексом
последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или)
опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их
воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от
установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств
индивидуальной и коллективной защиты работников.
С
целью приведения процедур СОУТ в соответствие с действующими положениями по
санитарно-гигиеническому нормированию производственных факторов Минтруд России
приказом от 21.11.2023 № 817н утвердил новую методику проведения СОУТ.
Как и
раньше, установлены обязательные требования к идентификации потенциально
вредных и (или) опасных факторов, их исследованиям (испытаниям) и измерениям,
отнесению условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или)
опасности, оформлению результатов оценки (Приказ Минтруда России от 21.11.2023
№ 817н).
Также
утверждены новые классификатор вредных и (или) опасных производственных
факторов, форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению.
Приказ
№ 817н вступит в силу 01.09.2024. В настоящее время методика проведения СОУТ
утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
О назначении пенсии в
беззаявительном порядке
С
01.01.2024 вступил в силу приказ Минтруда России от 31.05.2023 № 488н, которым
предусмотрено, что страховая и
социальная пенсии по случаю потери кормильца, а также социальная пенсия детям,
оба родителя которых неизвестны, будут назначаться в беззаявительном порядке.
Так,
назначение страховой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности
лицу, в отношении которого содержатся сведения о признании инвалидом в
федеральном реестре инвалидов, производится территориальным органом Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства
лица, признанного инвалидом, без истребования от него заявления о назначении
указанных видов пенсий.
Перечисленные виды пенсий назначаются территориальным
органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ не позднее пяти дней со
дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра
инвалидов и извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении страховой пенсии
по инвалидности или социальной пенсии по инвалидности в течение трех рабочих
дней со дня вынесения решения о назначении.
Аналогичные
правила устанавливаются при назначении страховой пенсии по случаю потери
кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца. Страховые и социальные пенсии по
случаю потери кормильца его детям, не достигшим возраста 18 лет, будут
устанавливаться со дня его смерти не позднее 5 рабочих дней со дня
поступления информации о смерти из федерального регистра сведений о населении
России.
Вводится
также беззаявительный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по
старости и по инвалидности.
В каких случаях прокурор может
обратиться в суд в интересах гражданина?
В
силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор
вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в
случае, если такой гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности
и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Также
прокурор на основании обращения к нему гражданина может обратиться в суд с
исковым заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод
и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных
непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства,
отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения
права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны
здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную
окружающую среду; образования.
Основные социальные права и
гарантии детей-инвалидов
Федеральным
законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» закреплены различные гарантии, предоставляемые детям-инвалидам.
Так, указанной категории
граждан положено проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, которые предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, а также технических средств реабилитации и услуг за счет средств
федерального бюджета.
Кроме того, инвалиды и семьи,
имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются
на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом состояния здоровья и
других обстоятельств.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» предусмотрены следующие социальные гарантии детей-инвалидов – освобождение
родителей от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных
образовательных учреждениях; создание образовательными учреждениями необходимых
условий для обучения детей-инвалидов на дому или в медицинских организациях; обеспечение
детей-инвалидов специальными учебниками и учебными пособиями, а также услугами
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;
- назначение государственной социальной стипендии для студентов, являющихся
детьми-инвалидами.
Положениями
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» установлено, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми
лекарственными препаратами и средствами медицинской реабилитации по рецептам
врачей бесплатно.
Одинокие родители, воспитывающие
ребенка в возрасте до 16 лет, не могут быть уволены по инициативе работодателя
Федеральным
законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации» скорректированы положения ст. 261 Трудового кодекса
Российской Федерации.
Теперь
на законодательном уровне установлен запрет на увольнение по инициативе
работодателя работника, в одиночку воспитывающего ребенка в возрасте до 16 лет.
Ранее нельзя было уволить такого работника, если у него есть ребенок младше 14
лет.
Данный запрет не
распространяется на увольнение работника – одинокого родителя, если:
-
организация ликвидируется либо индивидуальный предприниматель прекращает
деятельность:
- работник, имеющий
дисциплинарное взыскание, неоднократно без уважительных причин допустил
неисполнение своих трудовых обязанностей;
-
работник однократного грубо нарушил трудовые обязанности (перечень таких
случаев закреплен в п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ);
-
работник, непосредственно обслуживающий денежные или товарные ценности, совершил
виновные действия, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему
со стороны работодателя;
-
работник нарушил требования законодательства о противодействии коррупции,
вследствие чего возникли основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
- работник, выполняющий
воспитательные функции, совершил аморальный поступок, несовместимый с
продолжением данной работы;
-
руководитель организации (филиала, представительства), его заместители
однократно грубо нарушили свои трудовые обязанности;
- при
заключении трудового договора работник представил работодателю подложные
документы;
-
педагогический работник применил, в том числе однократно, методы воспитания,
связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося,
воспитанника.
Изменения вступили в силу
25.02.2024.
Последствия неуплаты штрафа,
назначенного в качестве наказания за совершение преступления
Статьей
46 Уголовного кодекса РФ в качестве одного из видов наказания предусмотрен
штраф. Однако в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в
качестве основного наказания (за исключением случаев назначения штрафа в
размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме
коммерческого подкупа или взятки), он заменяется иным наказанием, за
исключением лишения свободы.
В
случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из
величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или
взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется
наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей
Особенной части УК РФ. При этом назначенное наказание не может быть условным.
Злостно
уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф без
рассрочки в течение 60 календарных дней со дня вступления приговора в законную
силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок либо
оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Организация незаконной миграции влечет уголовную
ответственность
Организация
незаконной миграции – умышленное совершение действий, создающих условия для
осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без
гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания
на ее территории, а также незаконного транзитного проезда через ее территорию
Российской Федерации, включая въезд иностранных граждан по туристическим визам
с целью незаконной миграции в другое государство.
За
организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или
лиц без гражданства, их незаконное пребывание в Российской Федерации или
незаконный транзитный проезд через территорию Российской Федерации
предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 322.1 Уголовного
кодекса Российской Федерации. За совершение данного преступления предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на
срок до 2 лет или без такового.
Наказание
в виде лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 500 тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до
3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без
такового может быть назначено за указанное преступление, если оно совершено группой
лиц по предварительному сговору; в целях совершения преступления на территории
Российской Федерации; лицом с использованием своего служебного положения.
О преступлениях, за совершение
которых несовершеннолетние подлежат привлечению к уголовной ответственности
По
общему правилу, уголовной ответственности подлежат несовершеннолетние лица,
достигшие 16-летнего возраста.
Однако
в силу ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетний, достигший на
момент совершения преступления возраста 14 лет, может быть привлечен к
уголовной ответственности за совершение следующих преступлений:
- убийство (ст. 105 УК РФ);
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.
111 УК РФ);
- похищение человека (ст. 126 УК РФ);
- изнасилование (ст. 131 УК РФ);
- совершение насильственных действий сексуального характера
(ст. 132 УК РФ);
- грабеж (ст. 161 УК РФ);
- разбой (ст. 162 УК РФ);
- террористический акт (ст. 205 УК РФ).
В
соответствии со статьей 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18
лет самостоятельно несут ответственность за причиненный моральный и
материальный вред на общих основаниях. В случаях, когда у несовершеннолетнего
осужденного, не достигшего возраста 18 лет, нет доходов или иного имущества,
достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в
недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не
докажут, что вред возник не по их вине.
Что относится к экстремисткой деятельности?
Пунктом
1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» к экстремизму отнесены:
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение
территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части
территории России), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации
Государственной границы РФ с сопредельными государствами;
- публичное оправдание терроризма и иная
террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или
религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо
неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека
и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их
избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны
голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности
государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных
комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций,
соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- использование атрибутики или символики, относящейся к нацистской или схожей с
ней до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских
организаций, за исключением случаев использования таких атрибутики или
символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и
экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и
экстремистской идеологии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое
распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или
хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица,
замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную
должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения
своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и
являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также
подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации,
подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной,
полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи
или оказания информационных услуг.
За осуществление
экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую
ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
О материальной ответственности
работодателя за задержку выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся
работнику
Статьей
236 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель,
нарушивший установленный срок выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат
при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, обязан выплатить
ему денежную компенсацию, размер которой не может быть ниже 1/150 ключевой
ставки Центрального банка РФ, действующей в это время.
В
коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре может
быть предусмотрен более высокий размер компенсации.
Данная
сумма рассчитывается от начисленных, но не выплаченных в срок сумм, а также не
начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу
решением суда признано право работника на их получение.
Компенсация
выплачивается за каждый день задержки со дня, следующего за днем, в который эти
суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии
с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным
нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета
включительно.
При
неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат,
причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не
выплаченных в срок сумм. При этом наличие вины работодателя в несвоевременной
выплате положенных работнику денежных средств не влияет на возникновение
обязанности по выплате указанной денежной компенсации.
Президентом введены
дополнительные социальные гарантии для отдельных категорий граждан
Указом
Президента Российской Федерации от 11.03.2024 № 181 установлены дополнительные
меры социальной поддержки лицам гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации, а также федеральным государственным гражданским служащим
и работникам:
- органов исполнительной власти (федеральных
государственных органов), в которых предусмотрена военная служба;
- органов внутренних дел Российской Федерации;
- учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации;
- органов принудительного исполнения Российской
Федерации;
- органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных
органов Российской Федерации, организаций Федеральной таможенной службы.
Меры
социальной поддержки предоставляются данным категориям граждан, если они:
- принимали с 24.02.2022
непосредственное участие в обеспечении выполнения задач в ходе СВО на
территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонских
областей, а также Украины или на территориях субъектов Российской Федерации,
прилегающих к районам проведения СВО;
-
принимали непосредственное участие в обеспечении выполнения специальных задач
на территории Сирийской Арабской Республики.
Указанным
лицам, получившим увечье (ранение, травму, контузию) при обеспечении выполнения
перечисленных задач, осуществляется единовременная выплата в размере 3 млн.
рублей.
В
случае гибели гражданина, относящегося к одной из вышеперечисленных категорий,
при выполнении указанных задач, либо его смерти до истечения одного года со дня
увольнения (прекращения трудового договора), наступившей вследствие увечья
(ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при обеспечении
выполнения данных задач, осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн.
рублей в равных долях следующим лицам:
- супруге (супругу), состоявшей (состоявшему) на день
гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);
- родителям погибшего (умершего);
- несовершеннолетним детям погибшего (умершего);
- детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до
достижения ими возраста 18 лет;
- детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в
образовательных организациях по очной форме обучения;
- лицам, находившимся на иждивении погибшего
(умершего);
- лицам, признанным фактически воспитывавшими и содержавшими
погибшего (умершего) в течение не менее пяти лет до достижения им
совершеннолетия.
Если указанные лица
отсутствуют, единовременная выплата осуществляется в равных долях
совершеннолетним детям погибшего (умершего) либо в случае отсутствия совершеннолетних
детей полнородным и неполнородным братьям и сестрам погибшего (умершего).
При этом учитывается
единовременная выплата, осуществленная при ранении погибшего (умершего)
гражданина.
Получение
указанных выплат не учитывается при определении права на получение иных выплат
и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Указ Президента России от
11.03.2024 № 181 вступил в законную силу со дня его подписания.
Способы безопасного совершения
платежей в интернете
Для
того, чтобы безопасно совершать платежи в информационно – коммуникационной сети
«Интернет», необходимо:
-
использовать на устройстве антивирусную программу с активной защитой
онлайн-платежей;
-
совершать оплату только посредством использования защищенных соединений:
защищенное или зашифрованное подключение можно распознать по значку в виде
замочка в начале адресной строки браузера и префиксу https:// (не просто «http», а с буквой
«s» на конце) перед адресом сайта;
-
завершать сеанс в интернет-банке перед тем, как закрыть вкладку браузера;
- не
проводить финансовые операции с общественного Wi-Fi в кафе, транспорте или
гостиницах;
-
отключить функцию сохранения данных о своей банковской карте в браузере.
Необходимые
действия в случае совершения в отношении граждан мошеннических действий:
1)
обратиться к оператору и сообщить о мошеннических действиях. Через
сотрудника банковской организации заявить о приостановлении транзакции. Банк, в
свою очередь должен заблокировать это действие на определенный период времени
(на время проверки);
2)
взять в банке письменную распечатку о движении денежных средств по счету, с
указанием даты, времени снятия денежных средств и номер счета, на который они
переведены;
3)
обратиться в полицию с заявлением о преступлении и предоставить копию
распечатки с банка о движении денежных средств по счету.
К каким видам работ нельзя
привлекать несовершеннолетних?
В
соответствии со статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК
РФ) запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах
с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на
работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному
развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство,
перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и
иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня
тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении
которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» предусмотрен
перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при
выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. К
ним, например, относятся работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную
в случае превышения установленных норм предельно допустимых нагрузок, подземные
работы, выполняемые рабочими всех профессий.
Кроме
того, согласно статье 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение по
охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве,
обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты,
инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий
работников) и проверку знания требований охраны труда.
Выселение несовершеннолетних из социального жилья
В судебной практике имеются случаи
обращения в суды общей юрисдикции граждан о признании несовершеннолетних
утратившими право пользования жилыми помещениями, предоставленными по договору
социального найма. Преимущественно суды отказывают в удовлетворении заявленных
требований, вместе с тем, имеются случаи, когда детей признают утратившими
право пользования жилыми помещениями.
В
соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и
детство, а также семья находятся под защитой государства.
В
силу положений статьи 3 Конвенции «О правах ребенка», одобренной 20.11.1989 Генеральной
Ассамблеей Организации Объединенных Наций, во всех действиях в отношении детей,
независимо от того предпринимаются они государственными или частными
учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами,
административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется
наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Согласно
ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства
несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под
опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей,
усыновителей или опекунов.
В
силу части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)
члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют
равные с нанимателем права и обязанности.
В
соответствии с частью 3 статьи 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его
семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения
считается расторгнутым со дня выезда.
По
смыслу указанных норм права несовершеннолетние дети приобретают право на жилую
площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей,
форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из
доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении,
выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым
помещением, возникающего независимо от факта вселения ребенка в такое жилое
помещение.
При
этом в случае проживания детей не по месту регистрации – квартире
предоставленной по договору социального найма, а по месту жительства своих
родителей (одного из них), право пользования социальным жильем они не
утрачивают, поскольку они, будучи несовершеннолетними, в силу своего возраста
самостоятельно реализовать свое право пользования спорной квартирой не могут.
Что такое коррупционные риски?
Понятие коррупционных рисков приведено в Методических
рекомендациях по выявлению и минимизации рисков при осуществлении закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
утвержденных Министерством труда Российской Федерации.
Так,
выявление и оценка коррупционных рисков необходимы в целях разработки и
реализации превентивных мероприятий, направленных на минимизацию вероятного
вреда от их проявления с учетом специфики деятельности органа (организации).
Коррупционный
риск – это возможность совершения служащим (работником) коррупционного
правонарушения, то есть действия, за совершение которого антикоррупционным
законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и
гражданско-правовая ответственность.
Выявление
и оценка коррупционных рисков сводится к пониманию природы их возникновения и
возможностей для реализации.
Уголовная ответственность за
подкуп работников, организующих государственные и муниципальные закупки
Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ в Уголовный
кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена статья 200.5 УК РФ, которая
предусматривает ответственность за подкуп работника контрактной службы,
контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.
К
уголовной ответственности за данное преступление привлекаются как лица,
передающие незаконное вознаграждение, так и лица, его получающие.
В
качестве незаконного вознаграждения могут выступать: деньги, ценные бумаги,
иное движимое и недвижимое имущество, а также услуги имущественного характера.
Получателями
незаконного вознаграждения в данном случае являются лица, хотя и не относящиеся
к категории должностных, но непосредственно участвующие в организации закупок.
Например, в составлении конкурсной документации, организации электронных
аукционов или проверке предоставляемых товаров (работ, услуг) перед подписанием
уполномоченным должностным лицом соответствующих актов об их приеме.
За
подкуп вышеперечисленных лиц предусмотрено уголовное наказание в виде лишения
свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа
или без такового, а за получение незаконного вознаграждения – в виде лишения
свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы
подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
При
этом в соответствии с примечанием № 2 к статье 200.5 УК РФ передавшее
незаконное вознаграждение лицо может быть освобождено от уголовной
ответственности в случае добровольного сообщения в правоохранительные органы о
совершенном деянии и активного способствования раскрытию преступления.
О безопасности ребенка в сети
«Интернет»
Одна из наиболее опасных на сегодняшний день проблем –
это размещение в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет» для
свободного доступа неограниченного круга лиц информации, содержащей пропаганду
наркотиков, насилия, жестокости, экстремизма.
В
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Органами
прокуратуры на постоянной основе проводится мониторинг сети «Интернет» на
наличие в свободном доступе запрещенной информации. Для соблюдения безопасной
эксплуатации несовершеннолетними сети «Интернет» необходимо соблюдать ряд
правил.
Так,
к примеру, при регистрации необходимо использовать сложные логины и пароли.
Сайты, где запрашиваются паспортные данные, домашний адрес, пароли, сведения
платежной карты должны вызвать подозрение.
В
случае регистрации на каких-либо сайтах (форум, социальная сеть) нельзя вводить
свои персональные данные. Все, что размещено в открытом доступе может быть
использовано мошенниками в противоправных целях.
Также
стоит помнить о том, что незнакомые сайты и письма с неизвестных адресов могут
содержать вредоносные программы.
Будьте
бдительны, не открывайте их! В безопасных играх в сети «Интернет» никогда не
потребуется выполнять задания в реальной жизни, втайне от взрослых или в ночное
время. Таких игр несовершеннолетним стоит избегать.
Установлены дополнительные меры защиты
от мошенников
Принят
Федеральный закон от 24.07.2023 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «О национальной платежной системе», разработанный с целью
совершенствования механизма противодействия хищению денежных средств в качестве
превентивных мер.
Теперь
оператор по переводу денежных средств будет обязан осуществить проверку наличия
признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия
клиента, то есть либо без согласия клиента или с согласия клиента, полученного
под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием. Причем такая проверка
должна быть проведена до момента списания денежных средств клиента.
При
наличии признаков перевода без добровольного согласия клиента оператор должен
будет приостанавливать прием к исполнению распоряжения клиента на два дня, а
если операция производится с использованием платежных карт или путем перевода
электронных денежных средств, то отказать в выполнении операции.
Законом
предусмотрены меры защиты клиента в случае необоснованного перечисления
денежных средств. Например, если оператор по переводу денежных средств,
получает от Банка России информацию, содержащуюся в специальной базе данных,
однако после получения такой информации исполняет распоряжение клиента о
переводе денежных средств или совершает операцию с использованием платежных
карт, либо перевод электронных денежных средств и при этом такая операция
содержит признаки перевода денежных средств без добровольного согласия клиента,
и в итоге деньги будут похищены, то в этом случае оператор будет обязан
возместить клиенту эту сумму в 30-дневный срок.
Оператор
по переводу денежных средств (банк) будет обязан приостановить использование
клиентом электронного средства платежа, то есть выполнение любых операций по
счету, если к нему об этом счете или клиенте поступит от Банка России
информация, содержащаяся в специальной базе данных, в том числе информация из
правоохранительных органов о совершенных противоправных действиях с
использованием этого счета. Простыми словами счета, используемые для хищения
денежных средств граждан, а также для их последующего вывода будет
блокироваться банками. Более того, в некоторых случаях могут быть заблокированы
все счета и платежные карты гражданина, открытые на его имя, независимо от того
какие из них использовались в противоправных целях.
Федеральный
закон вступает в силу с 24.07.2024.
В
свою очередь Банк России должен выработать признаки осуществления перевода
денежных средств без добровольного согласия клиента, разместить их на своем официальном
сайте. Кроме того, должен быть разработан механизм и порядок обмена
информацией, блокировки счетов и других действий, предусмотренных изменениями в
закон.
Ответственность несовершеннолетних и их родителей
(законных представителей) за участие в несанкционированных публичных
мероприятиях
Участие
несовершеннолетних в массовых публичных мероприятиях, не согласованных с
органами местного самоуправления, действующим российским законодательством
рассматривается как правонарушение.
Порядок
проведения публичных массовых мероприятий - митингов, собраний, шествий,
установлен Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Этот закон
запрещает несовершеннолетним выступать организаторами публичных мероприятий, в
том числе политических.
Подростки,
вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть
вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления. Участие
подростков в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и
здоровья, так как во время массовых беспорядков они могут быть травмированы и
(или) получить вред здоровья различной степени тяжести.
Если
несовершеннолетние нарушают правила проведения таких мероприятий, в том числе
принимают участие в несанкционированных митингах или шествиях, допускают
хулиганские действия, то они подлежат ответственности наравне с другими
участниками мероприятия.
Призывы
к участию в несанкционированных массовых акциях образуют состав
административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, и могут повлечь
наказание вплоть до административного ареста. Размещение в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» призывов к массовым
беспорядкам, а также участие в таких действиях, квалифицируются по статье 212
Уголовного кодекса Российской Федерации.
В
случае вовлечения в такую деятельность несовершеннолетних, указанные действия
могут быть квалифицированы как преступления, предусмотренные статьями 150 и
151.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За
вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании,
митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит
уголовно-наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде наложения
административного штрафа на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.,
обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на
срок до 15 суток, на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб., на
юридических лиц от 250 тыс. до 500 тыс. руб.
Противоправные
действия несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к
административной и уголовной ответственности (с 16 лет), могут явиться
основанием для привлечения к административной ответственности родителей и иных
законных представителей по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (неисполнение или ненадлежащее исполнение
родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и
интересов несовершеннолетних).
С
целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям
и иным законным представителями необходимо проводить беседы с детьми о
недопустимости их участия в несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и
пикетированиях, одновременно разъяснять, что участие граждан в митингах для
отстаивания своей политической позиции и интересов, выражения своих требований
относится к неотъемлемым конституционным правам россиян.
Согласно
статье 31 Конституции, граждане наделены правом на мирные собрания без оружия,
но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц и должны
проводиться в соответствии с законом.
Антикоррупционная
политика в образовательных учреждениях
Согласно ст. 1
Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Особое внимание в
настоящий момент уделено антикоррупционной политике в образовательных
учреждениях.
Антикоррупционная политика
школы представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и
конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных
правонарушений в деятельности школы.
Реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски
применения в отношении работников образовательного учреждения мер
ответственности за подкуп должностных лиц.
В соответствии со ст. 5
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государство
гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных
образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования в
муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного
образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством
предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда,
приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за
исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии
с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,
относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в сфере
образования.
Установление и взимание с
родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций
платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного
образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия,
финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований
соответствующего бюджета РФ, прямо противоречит законодательству.
В связи с этим необходимо
разграничить, какие денежные взносы являются законными.
Сбор денег разрешен на цели:
- преподавание дополнительного материала по каким-либо предметам, либо
изучение дополнительного предмета, которого нет в программе школы;
- преподавание дисциплин для специального развития детей;
- репетиторство;
- преподавание материала сверх школьной программы для более углубленного
изучения предмета;
- иные услуги, перечень которых не предусмотрен общеобразовательными
программами в соответствии с российским законодательством.
Виды дополнительных
образовательных услуг определяются уставом каждого образовательного учреждения.
Сбор денег запрещен:
- на преподавание дисциплин, входящих в образовательный процесс (даже за
дополнительные занятия перед подготовкой к экзаменам);
- предоставление охранных услуг. Каждое образовательное учреждение обязано
предоставить обучающимся безопасность на протяжении всего общеобразовательного
процесса;
- предоставление учебников и методических пособий. Все учебники и пособия
по общеобразовательным дисциплинам предоставляются на бесплатной основе.
Исключение – изучение платных дополнительных дисциплин, не входящих в
образовательную программу.
- предоставление гардероба. В каждом общеобразовательном учреждении должно
быть специальное помещение, предназначенное для хранения верхней одежды
учеников.
- проведение ремонта в школе и на закупку нового оборудования. Все действия
в рамках образовательного процесса в стенах образовательного учреждения
финансируются из средств российских бюджетов. Родители не должны сдавать деньги
на ремонт классов, покупку нового оборудования, мебель и т.п.
В случае требования сдачи
денег на нужды образовательного учреждения родители вправе подать жалобу в
адрес директора образовательного учреждения, отдела образования, а также вправе
обратиться в полицию или прокуратуру по месту нахождения школы.
Административная
ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
КоАП РФ предусмотрены два состава
административных правонарушений в сфере противодействия коррупции.
В
соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ юридическое лицо подлежит ответственности в
случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах
юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица
должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или
иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу
публичной международной организации денег, иного имущества, оказание ему услуг
имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за
совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с
ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие
функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо
должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие),
связанного с занимаемым им служебным положением.
За
указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного
штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств,
стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных
имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или
предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с
конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг
имущественного характера, иных имущественных прав.
В
силу п. 5 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от
административной ответственности за административное правонарушение,
предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного
правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению,
раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением,
либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Для
освобождения юридического лица от ответственности должна быть установлена
именно совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и
расследованию преступления, связанного с данным административным
правонарушением, а не каких-либо отдельных действий. Положениями ст. 19.29 КоАП
РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушения требований
законодательства при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных
служащих.
В
соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или
гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с
гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы,
перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской
Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или
муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого
договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или
муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке,
устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования
к форме уведомления установлены постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о
заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ
(оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или
муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми
актами Российской Федерации». Неисполнение работодателем указанной обязанности
является административным правонарушением, ответственность за которое
предусмотрено ст.19.29 КоАП РФ.
Санкцией
статьи предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц - от
двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц в размере от ста
тысяч до пятисот тысяч рублей. Срок давности привлечения к административной
ответственности за указанные правонарушения составляет 6 лет.
О нововведениях в обязанностях работодателей по
информированию службы занятости населения
С
01.01.2024 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный
закон от 12.12.2023 № 565–ФЗ «О занятости населения
в Российской Федерации», которым уточнены обязанности работодателей
по информированию службы занятости.
Перечень
информации, предоставляемой работодателем в органы занятости населения:
1) о
принятии решения о ликвидации организации,
о сокращении численности или штата работников организации, – не позднее, чем за
2 месяца, а в случае возможного массового увольнения – не позднее
3 месяцев до начала мероприятий;
2) о
введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели,
о простое – в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении
мероприятий;
3) о
временном переводе работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе
работодателя – в течение 3 рабочих дней после принятия решения о проведении
мероприятий;
4) о
процедуре, примененной в отношении работодателя в деле
о несостоятельности (банкротстве) – в течение 3 рабочих дней после принятия
решения о проведении мероприятий;
5) о
свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их
замещении в течение 5 рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и
вакантных должностей; при отсутствии у работодателя вышеуказанных событий, а
также свободных рабочих мест и вакантных должностей указанная информация не
предоставляется;
6) о
выполнении квоты для приема на работу инвалидов – ежемесячно не позднее
10–го числа месяца, следующего за отчетным.
При
этом, обязанность информировать распространяется не только на принятые решения,
но и об их изменениях и отменах (в течение 3 рабочих дней после принятия
соответствующего решения).
Указанные
сведения подаются работодателем через информационные ресурсы, в частности
платформу «Работа в России».
За
непредставление или несвоевременное представление вышеуказанных сведений в
центр занятости предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП
РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных
лиц – от 300 до 500 руб., на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
Сколько дней работник может находиться на
больничном?
В соответствии с приказом Минздрава
России от 23.11.2021 № 1089н «Об утверждении Условий и порядка формирования
листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков
нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях,
установленных законодательством Российской Федерации» продолжительность
больничного зависит от заболевания или травмы. Врач единолично оформляет
больничный на срок до 15 календарных дней, а фельдшер или зубной врач - до 10
календарных дней включительно.
При
сроках временной нетрудоспособности, превышающих сроки, предусмотренные пунктом
20 настоящих Условий и порядка, листок нетрудоспособности формируется и
продлевается по решению врачебной комиссии.
По
решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе
листок нетрудоспособности может быть сформирован и продлен до дня
восстановления трудоспособности с периодичностью продления по решению врачебной
комиссии не реже, чем через каждые 15 календарных дней, но на срок не более 10
месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, а при лечении туберкулеза -
не более 12 месяцев.
Ответственность за финансирование экстремистской
деятельности
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
финансирование экстремистских деяний либо иное содействие в их организации,
подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной,
полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи
или оказания информационных услуг является одним из видов экстремистской
деятельности. Ответственность за подобные действия предусмотрена ст. 282.3
Уголовного кодекса Российской Федерации.
Под финансированием экстремистской
деятельности на ряду с оказанием финансовых услуг, предоставлением или сбором
денежных средств (в наличной или безналичной форме), понимается и
предоставление материальных средств (например, предметов обмундирования,
экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для
финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из
преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного
материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих
преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или
экстремистской организации (например, систематические отчисления или разовый
взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды,
предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц).
За совершение преступления,
предусмотренного ст. 282.3 УК РФ, установлено максимальное наказание в виде
лишения свободы на срок до восьми лет, а за совершение указанных деяний лицом с
использованием своего служебного положения, - в виде лишения свободы на срок до
десяти лет.
Лицо, впервые совершившее подобное
преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно путем
своевременного сообщения органам власти или иным образом способствовало
предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, а равно
способствовало пресечению деятельности экстремистского сообщества или
экстремистской организации, для обеспечения деятельности которых оно
предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги, если в
его действиях не содержится иного состава преступления.
|